Надежда Милентий — одна из российских учителей, приехавших в Узбекистан в рамках программы "Класс!". С сентября прошлого года она преподает русский язык в общеобразовательной школе № 32 в городе "Ташбулак" Наманганской области. Здесь она стала местной знаменитостью, к наставнику относятся с особым уважением.
В Узбекистан позвала сказка
Побывать в далеком солнечном крае Надежда мечтала с детства. На маленькую Надю, которая рано научилась читать, большое впечатление произвела узбекская сказка о двух сестрах – реках Амударья и Сырдарья, разлученных и тосковавших друг о друге.
— В родительском доме была богатая библиотека и однажды я нашла на стеллажах старенькую книжку – "Сказки и легенды народов СССР". Помню потрепанный переплет, желтоватые страницы и рисунок, изображающий печальные лица девушек, — вспоминает Надежда. — Сказка о сестрах потрясла меня до глубины души, я плакала над их судьбой. Боялась, что меня также разлучат с моими сестрами. Мама успокаивала и говорила, что это всего лишь сказка, и когда я вырасту, обязательно смогу увидеть и Сырдарью, и Амударью.
Узнав о возможности отправиться в Узбекистан, Надежда долго не раздумывала. Собралась в дорогу, хотя и не имела особого представления в каких условиях предстоит жить и работать.
— Разумеется, мое желание было вызвано, в первую очередь, стремлением поделиться своим педагогическим опытом и принести пользу Международному образовательному проекту "Класс!", — продолжает Надежда Милентий.
В первый же месяц своего пребывания в Узбекистане она побывала на берегах Сырдарьи. Надежда признается, что ей трудно передать свои чувства, когда она наконец-то своими глазами увидела Сырдарью — красивую, полноводную, стремительную. Теперь осталось побывать на Амударье, чтобы узнать, как ей живется в разлуке со сказочной "сестрой".
"Местная достопримечательность"
Узбекистан встретил Надежду теплом во всех смыслах этого слова. Сентябрь радовал солнечными днями, а люди — добротой, искренностью и гостеприимством.
— На следующий день после приезда в "Ташбулак" я пришла в школу, а там
– праздник! Дети пели и танцевали под "Катюшу", читали стихи на
русском языке. Учителя приветствовали, интересовались, как я добралась,
хорошо ли себя чувствую, — вспоминает Надежда. — Я очень переживала, как
пройдет первая наша встреча, будут ли рады российскому преподавателю.
Волновалась, оказывается, зря!
"Ташбулак" и кишлаки, которые к нему прилегают, по словам нашей героини, дают понимание традиционного уклада, которым живут и который сохраняет и передает из поколения в поколение узбекский народ
— Даже на самых отдаленных от центра улицах всегда очень чисто, все убрано и подметено. Хозяйки топят печки, пекут в тандырах лепешки и самсу, — рассказывает учительница из России. — Часто общаюсь с Зулейхой, работающей техничкой в нашей школе. Она рано овдовела. У нее очень большая семья: дети, внуки. Живут трудно, в доме нет газа и воды. Но сколько у них искренней радости, когда к ним приходят гост
С теплотой отзывается Надежда и о другой своей новой подруге – Василе. Она также следит за чистотой в их школе. В первые дни пребывания на новом месте Василя показывала, где находятся магазины, ходила на рынок, знакомила с торговцами.
—Теперь даже водители "дамасов" знают, кто я, откуда приехала, где работаю и где живу, — улыбается Надежда.
Российского педагога восхищает в жителях Узбекистана стремление как можно чаще проводить время с родными.
— Я присутствовала на нескольких свадьбах, на которых сотни гостей были друг другу родственниками. В стране большое количество многодетных детей. У нас, к сожалению, утрачиваются такие традиции. Четверо и более детей в российских семьях – нечастое явление, — делится Надежда.
Сидеть на курпаче еще не научилась
Первые несколько недель были сложными, — признается педагог.
Оказалось, что постоянно быть в центре внимания — то еще испытание!
— Когда начались уроки в школе, все вошло в обычный ритм: дом – работа - дом. Мне очень повезло с узбекскими коллегами. Они всегда рядом, постоянно спрашивают о моих делах, помогают в решении бытовых проблем, приглашают в гости, — рассказывает Надежда. — Это очень трогательно, ведь они понимают, насколько трудно долгое время жить вдали от своих родных, своей страны.
Привыкнуть к местному укладу жизни она пока не смогла. И еще не научилась подолгу сидеть на курпаче. Спина и ноги начинают болеть уже через 15-20 минут. А вот романтики в ее жизни стало больше.
— У нас регулярно отключают электричество по вечерам. Стараюсь не унывать: зажигаю свечу и устраиваю романтические вечера с книгами, моими самыми верными спутниками во время долгих путешествий. Люблю такие моменты. Когда в доме только я и книги. Снимаю их с полки, листаю, читаю, смотрю в окно, в ночь, — рассказывает Надежда Милентий.
Педагог признается, что не перестает восхищаться многими сторонами в отношениях между жителями Узбекистана.
— Вскоре после моего приезда вся республика отмечала День учителя и наставника. Я столько лет работаю в системе образования, но никогда и нигде не видела такого почтительного отношения к учителям, к их нелегкому труду, — говорит Надежда. — Их чествования длились несколько дней. В Узбекистане общество очень ценит преподавателей.
"Учить язык, на котором говорят ученики"
Педагог из России считает своих узбекских коллег невероятно талантливыми учителями. Они, по словам Надежды, отличаются неутомимой энергией и творческим подходом в обучении русскому языку, "живут" школьной жизнью своих маленьких учеников.
— Гульмира Нишанова, Малика Юлдашева, Роза Ишкильдина – наставники с большой буквы. У всех учителей этой школы есть искреннее желание повышать свой профессиональный уровень, осваивать инновационные методы в методике преподавания русского языка как иностранного. Я оказываю своим узбекским коллегам всю необходимую методическую и профессиональную поддержку. У нас есть несколько интересных образовательных проектов, которые, надеюсь, удастся совместно реализовать до конца учебного года, — делится наша героиня.
Наставнику из России в Ташбулакской школе создали все условия для работы. Предоставили просторный и светлый кабинет для занятий со школьниками, необходимое техническое оборудование, ноутбук.
Директор школы Шоира Обиджановна устраивает регулярные коллективные "вылазки" по историческим местам, в горы, в музеи, в соседние города. Надежда с коллегами побывала в Наманганской центральной библиотеке, где им показали коллекции уникальных книг, много изданий было на русском языке. На первом этаже сотрудники библиотеки организовали выставку книг национальных поэтов Навои и Бобура. Надежда признается, что впервые в жизни держала в руках книги этих величайших просветителей.
Школа еще новая, в ней обучаются с первого по восьмой классы. Надежда Милентий преподает русский язык начиная с третьеклассников и заканчивая выпускниками. В начальной школе есть также несколько классов с русским языком обучения, хотя сама она — национальная. Надежда любит своих учеников, а они отвечают ей взаимностью.
— На первых же занятиях установились доверительные отношения. Дети чувствуют искреннюю любовь взрослых, их в этом обмануть невозможно. Что привлекает учеников в учителе? Добрый взгляд, улыбка, располагающий голос и одобрение их даже самых скромных успехов в учебе, — продолжает Надежда.
Наставник прекрасно понимает, что изучать один из самых сложных мировых языков – выразительный, могучий русский язык, с богатейшим словарным запасом — очень непросто. Еще сложнее обучать русскому языку детей, не обладающих элементарными знаниями, которые русскую речь впервые услышали только в школе. Но у ее ребят есть мотивация, а это важнее всего.
— Дети интересуются Россией, русской культурой, музыкой, обычаями. У нас нет языка-посредника. Дети в основном русский не понимают. Выход вижу простой: учить язык, на котором говорят мои ученики, — улыбается Надежда. — Они начинают выступать в роли учителя. Для них это сначала было похоже на игру, но только увидев старательность и заинтересованность своего российского преподавателя выучить местоимения и глаголы, слыша, как учитель приветствует их на узбекском языке и может произнести несколько фраз на узбекском, они начинают очень серьезно относиться к учебному процессу.
"Класс!" шагает по стране
Надежда Милентий закончила Московский педагогический государственный университет, затем преподаватель русского языка и литературы училась в аспирантуре в Государственном институте русского языка имени Пушкина в Москве. Кандидат педагогических наук. Помимо работы в учебных заведениях, несколько лет работала в Олимпийской сборной России переводчиком и преподавателем русского языка как иностранного для иностранных тренеров и спортсменов, приглашенных в Олимпийскую Федерацию по конькобежному спорту. Проходила стажировку в Южной Корее, в Сеульском лингвистическом университете. Преподавала русский язык как иностранный в высших учебных заведениях России и за рубежом. В качестве ведущего специалиста по учебно-методической работе Центра языкового тестирования и содействия миграционной политики Государственного института русского языка имени Пушкина, проводила сертификационные экзамены по русскому языку в Венгрии, в Испании, в Италии, в Греции. Является членом Гильдии Словесников России.
Своим коллегам, которые также собираются приехать в Узбекистан по программе "Класс!" советует изучать историю страны, в которую планируют отправиться.
— А еще, начинайте учить язык, находясь у себя на родине. Любите вашу работу, совершенствуйтесь в профессиональных компетенциях. Учитесь быть терпеливыми и сильными. В Узбекистане вас могут ожидать не только бытовые трудности, но и сложные климатические условия, — говорит Надежда Милентий. — Но это не страшно. Ведь в этой солнечной стране, вы встретите гостеприимных и радушных людей, обретете верных и надежных друзей и единомышленников. Но самое главное, встретите самых улыбчивых и смышленых учеников!
Программа "Класс!" в Узбекистане — это совместный проект Министерства просвещения России и Министерства народного образования Узбекистана по подготовке учителей русского языка, поддержанная благотворительным фондом Алишера Усманова "Искусство, наука и спорт". Он был запущен в октябре 2020 года. На первом этапе в страну были отправлены 32 методиста, которые провели тестирование среди учителей и учеников с целью выявления уровня владения русским языком и качества его преподавания в школах Узбекистана. С сентября 2021 года 170 специалистов из России приступили к внедрению новой апробированной программы обучения русскому языку в общеобразовательных школах Узбекистана. Программа рассчитана на 10 лет. Она затронет около 30 тысяч узбекских учителей. В рамках проекта в страну приедут 1000 российских педагогов.
"Класс!" — часть большого Международного проекта "Российский учитель за рубежом", направленного на продвижение русского языка и российского образования за пределами России. Он реализуется совместно с национальными министерствами образования стран-партнеров с 2017 года. Базовой площадкой проекта является ФГБОУ "МЦО "Интердом" Е. Д. Стасовой".
За это время учителя обучили свыше 10 тысяч ребят, получив благодарственные письма и многочисленные грамоты за вклад в развитие системы образования от российских и зарубежных властей.
В 2019-2020 учебном году по проекту выехало за рубеж – 98 учителей, в 2020-2021 учебному году — 170, на 2021-2022 учебный год запланирован выезд более 270 учителей.
В Таджикистане российские педагоги преподают математику, информатику, физику, химию, биологию, географию, русский язык и ведут начальные классы. В Киргизии – также русский язык, химию, математику и физику.
В Узбекистане преподают русский язык как иностранный.
Источник публикации: https://plov.press/blogs/all/byt_v_tsentre_vnimaniya_bolshoe_ispytanie_kak_uchitelnitsa_iz_rossii_zh...